Жили же люди: Почему «традиционный» брак — это миф. Раньше браки были совсем не такими, как мы думали. Мы всё время слышим о том, что традиционный брак рушится, а гомосексуальные и полиаморные отношения ломают институт семьи и его многовековую традицию. Проблема в том, что никакого «традиционного брака» не существует: брак в разные времена и у разных народов зависел от культурных установок и условий жизни, да и включал в себя довольно широкий набор возможностей. Что говорить, если где-то для брака не обязательно было оставаться живым. Например, в Китае до сих пор существует традиция посмертного брака: раньше церемонии проводили для двух мертвецов, чтобы люди не оставались одинокими в загробной жизни, а со временем появилась практика женить живого человека и мертвеца. Даже привычный гетеросексуальный брак в реальности был далеко не таким, как мы его себе представляем. Разбираемся в мифах, которые окружают семейные отношения, брачный стандарт и правила хорошего супружеского тона. Любовь ни при чём Мы привыкли считать любовь единственной (или по крайней мере единственной социально одобряемой) причиной для вступления в брак, но так было далеко не всегда. Конечно, романтическая любовь существовала во все времена, но очень часто считалось, что она несовместима с браком: в сам брак вкладывали слишком много смыслов и функций, чтобы двое влюблённых могли принимать решение самостоятельно. «Чем больше я изучаю брак, тем больше я убеждена, что он не имел ничего общего с отношениями между мужчиной и женщиной. Брак придумали, чтобы иметь возможность заполучить новых родственников», — говорит Стефани Кунц, исследовательница и автор нескольких книг об истории семьи и брака. Браки действительно преследовали самые разные цели: они были нужны, чтобы заключать стратегические союзы и перемирия, поддерживать благосостояние семьи, получать землю и другую собственность — любовь могла возникнуть и в браке, но она была не причиной, а скорее следствием. Вспомните Антония и Клеопатру, которых считают одной из величайших любовных историй прошлого — их брак был важен ещё и со стратегической точки зрения. По прозаичным причинам часто женились и представители более бедных слоёв населения, например, чтобы в семье стало больше рабочих рук. На Руси в допетровскую эпоху браки были в основном договорными: о браке договаривались родственники — чаще всего родители пары, иногда родители невесты и жених. По словам исследовательницы Натальи Пушкарёвой, даже в семнадцатом веке девушкам не разрешалось самостоятельно знакомиться и договариваться о браке. Не последнюю роль играли и экономические причины — к мезальянсам относились негативно. О браке на Руси договаривались родственники — чаще всего родители пары, иногда родители невесты и жених Брак по любви, каким мы привыкли его воспринимать, начал появляться только к концу восемнадцатого века. Например, в Великобритании любовь стала основой для брака во времена королевы Виктории — с ростом влияния среднего класса традиционные социально-экономические причины для брака стали уходить на второй план. При этом женщина в браке оказывалась в более уязвимом положении, так как экономически и юридически зависела от мужа: и если мужчина мог просто жениться по любви, то женщине надо было не только полюбить избранника, но и найти того, кто сможет её обеспечивать. Например, до середины девятнадцатого века американки не могли владеть собственностью: даже если женщина работала, её доходы целиком принадлежали мужу, который, в свою очередь, был обязан её содержать. По мнению всё той же Стефани Кунц, любовь сделала брак более приятным и комфортным — но одновременно с этим сделала институт брака менее устойчивым, потому что в нём оказались замешаны человеческие чувства. Моногамия — не единственный вариант Ещё один из принципов брака, который мы считаем нерушимым, — моногамия. В реальности всё сложнее. Многожёнство, например, самая часто упоминаемая форма брака в Пятикнижии — первых пяти книгах Библии. Полигиния встречалась в Древнем Египте, Месопотамии, Иране, Индии и не только. Правда, важно учитывать, что содержать нескольких жён с детьми себе мог позволить далеко не каждый. В других странах могли быть более сложные модели. Например, в Греции был разрешён только моногамный брак, так как законнорождённым считался только ребёнок, появившийся на свет в браке, — правда, это не мешало мужчинам заниматься сексом и вступать в связи с рабынями. Аналогичным образом обстояли дела в Древнем Риме. Существуют понятия левирата (обычай, по которому вдова после смерти мужа должна вступить в брак с его ближайшими родственниками) и сорората (более редкий обычай, по которому вдовец вступает в брак с сёстрами покойной жены). В Гималаях несколько братьев традиционно женились на одной невесте, чтобы сохранить за собой свою землю Этим традициям можно найти исторические и культурные объяснения: например, традиция жениться на вдовах означала, что о детях, оставшихся без отца, будет кому позаботиться; ситуация, когда вдовец женится на сестре жены, могла помочь, если мужчина — последний в своём роду и у него нет потомства. Многомужество, или полиандрия, распространено меньше, но тоже встречалось. Например, в индуистских и буддистских общинах в Гималаях несколько братьев традиционно женились на одной невесте, чтобы сохранять за собой свою землю, — этот обычай даже сохранился до двадцатого века, но постепенно сошёл на нет. О том, что многожёнство встречается и сейчас, все и так знают — оно распространено, например, в мусульманских обществах и среди мормонов, а также законно в ЮАР при соблюдении определённых условий — у нынешнего президента страны Джейкоба Зумы четыре жены, а всего он был женат шесть раз. Где-то, как в Чечне или Мьянме, многожёнство не разрешено, но за исполнением закона следят нестрого. Однополые браки существовали и раньше Один из самых частых аргументов противников однополых браков — то, что они якобы «противоестественны». На самом деле однополые союзы существовали на протяжении истории в разных культурах. Чаще всего в этих случаях вспоминают Древнюю Грецию и Рим — известно, что римский император Нерон дважды публично вступал в брак с мужчиной (правда, здесь стоит оговориться: своего второго мужа — юношу по имени Спор — он попытался сделать своей «женой» и даже кастрировал его). Кроме того, гомосексуальные отношения не осуждались в Древнем Китае, Египте и Месопотамии. У коренных американцев существовало понятие «людей с двумя душами», или бердашей, — говоря современным языком, их можно назвать трансгендерными людьми. Бердаши вступали в отношения с людьми обоих полов — хотя к ним сложно применять современные представления о сексуальности и гендерной идентичности. Ещё один пример, который любят приводить, рассуждая об однополых браках, — существовавший в некоторых христианских традициях обряд адельфопоэзиса (буквально «братотворение», то есть побратимство), когда двое мужчин объединялись в духовный платонический союз — и это несмотря на то, что христианская церковь традиционно осуждала однополые союзы. Отношения можно было не регистрировать Считается, что в современном мире брак помогает в первую очередь в решении юридических вопросов: если для отношений не важно, жената пара или нет, то с юридическими вопросами вроде упрощённого получения гражданства может помочь только официальная регистрация. Тем не менее брак долго не был юридической конструкцией: хотя государство и церковь в разных странах пытались взять семейную жизнь под свой контроль, люди долгое время не оформляли свои отношения. Даже в двенадцатом веке в Великобритании для того, чтобы пожениться, паре не нужны были церемония, священник или свидетели — жениху и невесте достаточно было обменяться клятвами. Официальная церемония и священник появились на несколько веков позже. Исследовательница Наталья Пушкарёва отмечает, что на Руси брак считался в первую очередь гражданской сделкой, которую просто благословляет церковь. Отсюда и другая иерархия церемоний: венчание без свадьбы не считалось общественно признанным, зато свадебный пир без венчания был верным признаком начала семейной жизни. В США неформальное отношение к браку сохранялось даже в девятнадцатом веке: власти штатов уважали право пар на частную жизнь — считалось, что если мужчина и женщина живут вместе, то они наверняка женаты. Так что популярность незарегистрированного, или гражданского (как его называют в быту), брака в наше время — в некотором смысле возврат к традициям. Не раз и не навсегда Мы привыкли считать развод современным изобретением, но это не так: желание людей расстаться друг с другом существует так же долго, как и сама любовь. И даже там, где разводы были запрещены или жёстко порицались, люди не желавшие оставаться в отношениях, находили лазейку. Самый яркий пример — Генрих VIII, личную жизнь которого описывают фразой-мнемоником «развёлся — казнил — умерла, развёлся — казнил — пережила». Генриху дважды удалось добиться аннуляции брака, а его действия считают одной из причин перехода Англии от католичества к протестанству. И в Великобритании, и в США разводы стали доступны в девятнадцатом веке. Правда, для того чтобы развестись, нужны были веские причины вроде жестокого обращения или измены, которые ещё нужно было доказать; кроме того, в Великобритании позволить себе развод мог далеко не каждый. Обряд адельфопоэзиса, буквально «братотворения», то есть побратимства, предполагал, что двое мужчин объединялись в духовный платонический союз Сложно судить, насколько были распространены разводы на Руси в допетровскую эпоху, но они точно существовали. Церковь не одобряла повторные браки, но многие женщины выходили замуж несколько раз — и принимали решения об этом самостоятельно. Законы некоторых земель, например, позволяли повторный брак, если у пары не было детей. И муж, и жена на Руси могли расторгнуть брак; основной причиной для этого считали прелюбодеяние. Правда, здесь проявлялось неравенство между мужчинами и женщинами: если для мужчины прелюбодеянием считались долгие отношения на стороне или дети от другой женщины, то прелюбодеянием для женщины становилась и однократная связь вне брака. К восемнадцатому веку разводы стали более распространёнными, хотя и оставались достаточно редкими, особенно в привилегированном сословии. Иногда супруги из крестьянского сословия даже не обращались за разводной грамотой к священнику, а просто договаривались между собой и обменивались письмами о том, что они не имеют друг к другу претензий, — правда, церковь эти действия не одобряла. © Wonderzine